Новости

Дискаунтер у дома имеет радужные перспективы

Комерсант, 06.07.2009

Кризис вынудил большинство россиян вспомнить об экономии. Постепенно уходят в прошлое дорогие рестораны и магазины премиум-класса, популярность же предприятий низкого ценового сегмента все больше растет. По мнению экспертов, успешнее всего будут развиваться «магазины у дома» и продовольственные супермаркеты, работающие в формате дискаунтеров.

В Петербурге количество таких магазинов может увеличиться на 25–30% и составить 850 объектов, говорится в исследовании ИА «INFOLine». При этом супер- и гипермаркеты будут стагнировать и закрываться, а на освободившихся площадях открываться новые торговые объекты, работающие в сегменте повседневного массового спроса ценовой категории «средний минус».

Снижение потребительской активности увеличит и востребованность у населения таких форматов как сток- и дисконт-центры, а также аутлетов — монобрендовых бутиков, где продаются товары со значительной скидкой. «Сегодня наибольшую долю среди торговых объектов занимает формат торгово-развлекательных центров (37%) и гипермаркетов (29%) и можно утверждать, что рынок уже насыщен такими форматами и проектами, — считает консультант департамента консалтинга и оценки компании Maris Properties in Association with CB Richard Ellis Наталья Киреева. — В тоже время outlet-центры в Петербурге пока совсем не представлены». «Формат outlet-ов для России, но все девелоперы и консультанты в голос кричат о предстоящем буме на российском рынке, — соглашается директор по развитию компании „Уткина заводь девелопмент“ Денис Гладыш. — Только за последний год несколько компаний заявили о своих планах на открытие аутлетов в ближайшее время. Компании GVA Sawyer и Fashion House планируют построить торговый центр формата outlet рядом с аэропортом Шереметьево и уже подыскивают место под Петербургом. Агрофирма „Белая дача“ в этом году анонсировала аутлет в подмосковных Котельниках. Относительно Петербургского рынка раньше всех outlet был заявлен в рамках многофункционального девелоперского проекта в Уткиной заводи».

Экспансия дискаунтеров

На сегодняшний день аналитики отмечают дефицит дешевых магазинов в нашем городе. «Несмотря на то, что развитие формата „дискаунтер“ началось в Петербурге еще в конце 90-х годов, когда появились сети „Пятерочка“ и „Дикси“, подобных магазинов по-прежнему не хватает», — считают эксперты «INFOLine». Однако в ближайшее время ситуация может кардинально измениться, так как, несмотря на кризис, продовольственные ритейлеры продолжают активно увеличивать свое присутствие. Так, темпы роста продовольственных сетей формата «магазины у дома», занимающие промежуточные позиции между супермаркетом и дискаунтером, в течение всего прошлого года и в первом полугодии 2009 года были очень высокими. За этот период «Полушка» увеличила количество своих круглосуточных универсамов на двадцать магазинов, более пятнадцати торговых точек открыла «7Я СемьЯ». Пятьдесят новых магазинов в планах продуктовой сети «Копейка» на текущий год. О появлении не менее двадцати дополнительных торговых помещений «Пятерочка» в Петербурге объявил и холдинг «X5 Retail Group».

Высвобождение площадей и снижение арендных ставок до 50%, вызванные кризисом, открывают перспективы и перед частными предпринимателями, сеть которых включает небольшое количество торговых точек. По словам генерального директора АН «Адвекс — Московский» Максима Чернова, продолжают активно развиваться магазины шаговой доступности, для размещения которых используются помещения первых этажей жилых домов. «Небольшие магазины такого формата сегодня особенно востребованы», — уверен Максим Чернов.

Аналогичного мнения придерживается и заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International (Санкт-Петербург) Роман Евстратов. По его словам, создание магазина шаговой доступности решает проблему быстрого и удобного доступа к товарам повседневного спроса. «Как правило, в „спальниках“ крупные продуктовые форматы располагаются в местах с высоким трафиком — на пересечении транспортных магистралей — и находятся вне пешеходной доступности по отношению к местам проживания людей, — считает Евстратов. — Магазинов же, находящихся возле жилых домов, в таких районах недостаточно. Причем чем ближе к границе застройки, тем более острой становится эта проблема. Кроме того, потребность в магазинах, где можно быстро купить продукты „первой необходимости“, остается острой и в центральных районах города».

Кроме того, по словам директора ООО «Олимп 2000» Людмилы Прямицыной, «в последнее время на петербургский рынок стали также выходить небольшие московские торговые сети, которые заинтересованы в малогабаритных помещениях бутикового формата. Но вместо товаров премиум-класса москвичи предпочитают реализовывать доступные по цене массовому потребителю продукты питания».

Дело за малым

Кстати, возвращение к небольшим площадям — это еще один кризисный тренд. Большинство торговых сетей сегодня меняют и оптимизируют свои планы по занимаемым торговым площадям. Именно у тех торговых операторов, которые способны скорректировать свои форматы, уменьшая площадь магазинов или оставляя только рентабельные точки в наиболее ликвидных помещениях площадью 150–200 кв. м, по прогнозу аналитиков, максимальные шансы занять авангардные позиции. Наибольшую гибкость в этом отношении проявляют местные сети «Полушка», «7Я СемьЯ», «Питерское», «Находка», которые в отличие от федеральных сетей — «Пятерочка», «Дикси», «Квартал» — являются более гибкими и способны размещать магазины в помещениях площадью менее 250 кв. м. Непродовольственные сети, занимающиеся реализацией дешевых товаров, также стали отдавать предпочтение более мелким габаритам. Например, в ближайшие три года компания Sela планирует открыть 200 магазинов площадью от 30 до100 кв. метров. А в планах по дальнейшему развитию сети магазинов детской одежды Kids еще девять торговых точек, размер которых не превысит 60 кв. метров. «Сейчас повторяется ситуация, которая была характерна для конца 90-х. Тогда наиболее востребованы были помещения по 30–50 метров, — комментирует руководитель отдела коммерческой недвижимости АН „Невский Альянс“ Алла Янет. — После 2000 года фирмы начали разрастаться, стал требоваться больший метраж, и такой формат перестал быть актуальным. Сейчас, когда для бизнеса снова встал вопрос выживания, все вернулось на круги своя, и самыми популярными становятся небольшие помещения до 100 кв. м».

Разошлись во мнениях

Некоторые эксперты уверены, что произойдет смещение территориального интереса со стороны ритейлеров из центра в сторону спальных районов. Так, по словам Аллы Янет, на сегодняшний момент ситуация в сегменте стрит-ритейла в отдаленных районах выгодно отличается от того положения, в котором находятся торговые точки, расположенные в исторической части Петербурга. «Арендные ставки в спальных районах несравнимо ниже, чем в центре, здесь можно развивать бизнес с нуля. Именно в спальниках сейчас наименьшее количество предложений по аренде, потому что весь бизнес идет в народ. А народ живет преимущественно в спальных районах».

Однако аналитики компании Maris Properties in Association with CB Richard Ellis придерживаются иного мнения. «Обеспеченность торговыми площадями населения в Петербурге значительно различается по районам города, — говорит консультант торгового департамента компании Maris Properties in Association with CB Richard Ellis Елена Снегирева. — Максимальное количество торговых площадей приходится на жителей Московского района — 1 415 кв.м/1 000 жителей и Приморского района — 1 179 кв./1 000 жителей. В этих районах сформировались зоны, в которых наблюдается перенасыщение торговыми объектами. В Приморском — это район станций метро „Пионерская“ и „Комендантский проспект“, а в Московском — зона Пулково. Самая же низкая обеспеченность населения торговыми площадями отмечена на Васильевском острове, Петроградской стороне и в центре. Поэтому именно эти районы имеют большой потенциал для развития новых проектов. Другим перспективным направлением может быть строительство торговых площадей в районе съездов с КАД, которые стало возможно строить на частные деньги».
Оперативная виртуальная карта проекта

Оперативная виртуальная карта проекта

Покупателю

Представляем Вам информацию полезную при выборе участков в индустриальном парке №2 в секторе А «Логистика и лёгкая индустрия» и в секторе Б «Пищевой и фармацевтический кластер». Здесь Вы можете скачать презентации, посмотреть карту и заполнить анкету покупателя.